Harley-Davidson WLA42


Всё началось случайно в 1989 году. Я тогда ещё не грезил  мотоциклами , как все заканчивал школу , как все поступал в вуз. Однажды случайно в отцовском журнале "За рулём" 1989 № 8  высмотрел статейку "Мотоциклы давних лет", там было много фотографий разных мотоциклетов, среди которых одна больше других понравилась мне. Это естественно была фотография Харли-Дэвидсона WLA42!

Чем меня она поразила и почему - до сих пор мне не понятно, хотя среди фотографий были и другие знатные мотоциклеты типа  Цюндаппа КС750, БМВ . Мне понравилось  в Харлее седло, и сам внешний облик - плотно сбитый толстячок. Но тогда в советские времена я и не знал , что за такая фирма "Харлей-Давидсон". Об этом тогда ничего не писали, а  в  той статье толком ничего не рассказывалось.
  та самая фотка :)

С тех давних пор много воды уже утекло. Теперь о Харлеях пишется чуть ли не в каждой газете, брэнд здорово раскручен, и всё что касается а-ля Харлей-Дэвидсон уже круто. К концу 90-х годов  я загорелся невоплощенной в юношестве идеей приобретения мотоцикла и обзавёлся наконец-то мотоциклом системы  "Урал" ( в принципе другой альтернативы не было и для большинства малоимущих мотоциклистов это до сих пор является самым приемлемым и интересным(как-никак 650 кубовый четырёхтактник !!!) аппаратом). К тому времени я уже конечно знал и о H-D , и о Валуе (так в народе называют HD WLA42), и об его статусе в байкерской тусовке . Осознание всего этого привело меня к поиску старых мотоциклов в окрестностях Тюмени. Хотел обзавестись каким-нибудь раритетом типа HD WLA42 (также интересовали и немецкие аппараты).Узучил информацию из скудных источников (интернета тогда ещё не было, да и компьютер был в диковинку). По найденной информации было выяснено, что Валуёв в Россию было ввезено во время Великой Отечественной войны аж 30 тыс. экземпляров ( это очень немало,  до сих пор из мотоциклов военной эпохи Валуёв да пожалуй BMW R35  в нашей стране  сохранилось достаточно много).
 
Поиски проходили с переменным успехом , несколько раз священные железки были почти у меня в руках, но в последние моменты всегда что-то не срасталось - кто-то меня опережал в приобретении, или чаще всего слухи о Валуях не подтверждались. Валуй оставался мечтой ,и  я понял , что обзавестись такой техникой  в Тюмени практически нереально и поэтому ездил и наслаждался на своём Урале. Конечно в городе и в его окрестностях до сих пор наверняка остались такие раритеты, но с ними люди не торопятся расстаться и я их понимаю - обладание раритетом даёт определённый статус и ,что главнее, неуловимое чувство восторга от самого обладания такой техникой. Но я продолжал поиски Валуя (хотя и не так интенсивно, как прежде). Подлила масло в огонь и статья в журнале "МОТО" 2000 № 10 под названием "Харлей - за так", где описывалось, как такие же парни ,как и я, ищут и находят!!! а потом реанимируют Валуи. Эта статья заканчивалась словами о том, что хватит мечтать, что надо искать и стала для меня , как руководство к действиям.
 та самая статья:)
Фортуна улыбнулась мне случайно осенью 2003 года , когда приобрёл  мёртвоё железо - останки валуёвского двигателя, коробку и бак. Спасибо другу, известному байкеру Тюмени Павлу "Стержню", который читая газету "Из рук в руки", обнаружил объявление о продаже данного скарба. Всё было приобретено в близлежайшей от Тюмени деревне у пожилого человека с золотыми руками (ещё тот кастомайзер - построил минитрактор с нижнеклапанным двигателем от М-72) за  минимальную денежную сумму и перевезено ко мне домой , разобрано до болтика, промыто, продиагностировано. Оказалось ,что  работы - непочатый край. Сложно из обыкновенного некомплектного железного хлама сотворить чудо, но в этом и прелесть реставрации - когда маленькими шажочками идёшь к заветной цели. За год реанимировал коленвал, приобрёл новую родную поршневую и кусок родной рамы (точнее раму от М-72 с ввареной в неё верхней частью рамы Валуя). Предполагалось, что будет строиться кастом с двигателем Валуя, за год я приобрёл немало знакомых также увлечённых реставрацией старых мотоциклов (в основном Валуёв),спасибо многим из них за дельные советы, узнал что реставрационный процесс поставлен в стране (да и во всём мире) на широкую ногу. Оказалось, что приобрести новые запчасти на Валуя гораздо легче и дешевле. чем на иной современный мотоцикл. В общем процесс жизни валуиста оказался интересен и многообразен. И я не жалею, что окунулся в эту жизнь с головой....

 

Поздней осенью 2004 года принесли плоды объявления о приобретении ХД , данные в газеты и в итернет-издания . Случай помог приобрести достаточно комплектный (70 %) Валуй  с документами в одном из городов Челябинской области у одного известного байкера. При покупке Валуй был осмотрен. Он оказался разобран по узлам, со слов владельца до разбора был на ходу. К сожалению мотор был перебит ( а где сегодня можно найти нормальные двигатели от старых мотоциклов — это редкость!!!) Было решено, что даже в таком состоянии дел, мотоцикл можно нормально зарегистрировать ( как оказалось в дальнейшем — нелёгкое это дело оформлять 60летнюю перебитую технику). Мотоцикл был приобретён и в разобранном состоянии доставлен в Тюмень. Не было предела радости по поводу приобретения данного священного скарба. Мечта начала сбываться!

 

Более детальный осмотр приобретённого железа дал следующие результаты : по документам  мотоцикл оказался 1946 года (наверное мотоцикл старее, ведь во время Великой Отечественной Войны никто на мотоциклы скорее всего документы не выписывал, а после войны поставить на учёт транспортное средство было необходимо , вот поэтому в доках такой год выпуска и появился - хотя это только мои догадки) Интересно было ещё то, что не указана модель и прибавлено 10 лишних "лошадок". Рама оказалась в отличном состоянии , что тоже большая редкость, по большому счёту на сегодня живых рам осталось немного , так как владельцы переделывали для приобретения дальнейшего удобства заднюю часть ( ставили за место сухаря маятники и амортизаторы ) , чем убивали напрочь всю прелесть Валуёв. Вилку — спрингер (ещё один  характерный для ХД 30-50 годов атрибут) время не пощадило, её состояние оказалось не очень хорошее , были разбиты отверстия подвижной части и серёг. Подвижный элемент вилки также оказался скручен и треснут — всё заваривалось, но прочность наверно уже не та. Родной резины не было. Обода колёс были увеличены с 18 до 19 дюймов за счёт наваривания бортов для использования ураловской резины, крылья были военного образца (неглубокие) , сильно ржавые. Двигатель при разборке показал убитость коленвала, не очень  хорошую цилиндро-поршневую часть, рёбра на головах ,как обычно, были попереломаны. Но больше всего досталось коробке передач — она оказалась напрочь убитой : корпус был треснут, валы и шестерни некомплектны (хорошо , что первая коробка, что была приобретена под Тюменью, оказалась в удовлетворительном состоянии). Хуже всего обстояло дело с электрикой, её практически не было.

что было:
   

  
После осмотра данных частей сразу встал вопрос : «Что делать дальше?». Восстанавливать ли мотоцикл в первоначальном (военном) виде, либо делать мотоцикл цивильным (т.е. делать гражданский вариант мотоцикла, который внешне сильно отличался от военной модели), либо делать что-то своё из имеющихся деталей. Был выбран компромиссный  третий вариант — делать цивильный вариант, но пока из военных деталей. Понимаю, что восстановив мотоцикл таким образом, на слётах антикварщиков путь мне будет указан сразу, но ведь делать собирался в первую очередь для себя, а не для кого-то, а также Валуя собирался восстанавливать с целью дальнейшей его эксплуатации на дорогах (пусть и не так интенсивно, как я эксплуатировал бы современный аппарат, но и не для того,чтобы он просто красовался на слётах красивой железкой). И работа закипела....

сборка:
   

  

первый выезд
  

постановка на учёт

С началом работ по восстановлению Валуя начались и попытки поставить его на учёт в ГИБДД. Шестидесятилетняя техника чаще всего обладает полным букетом несоответствия предъявляемым требованиям милиции : как обычно никаких документов нет вообще, либо есть , но доисторических времён с несуществующими владельцами, которых давно уже нет в живых, сами же мотоциклы часто бывают с перебитыми номерными агрегатами...

В моём случае получилось так : документы (птс и счёт-справка были выписаны на меня), но номера на раме и двигателе не соответствовали американскому стандарту...

Постановка мотоцикла на учёт началась с того, что я обратился в местный регистрационный отдел ГИБДД с заявлением о постановке мотоцикла на учёт и естественно мне отказали в регистрации, направив мотоцикл на милицейскую экспертизу, которая и показала вторичность номеров на агрегатах. После этого мои птс и счёт-справка были изъяты и направлены в районное следственное управление, где по данному факту было возбужденно уголовное дело. Всё происходило по обычной цепи, но моё дело кто-то куда-то закинул в дальний сейф и вместо двух месяцев ведения уголовного дела, моё дело провалялось там более полугода. Волокиты хватает везде, но если идёшь на этот шаг, то контролировать необходимо еженедельно. За время ведения уголовного дела сменилось 4 следователя! Вот такая текучка кадров в рядах доблестной милиции...Но в конечном счёте при настойчивых напоминаниях с моей стороны бумагу о прекращении уголовного дела в отношении меня (по реабилитирующему основанию - за недоказанностью) всё же получил. Полдела было сделано!

Далее пошёл в прокуратуру, где надзирающий за следствием орган проверяет  соответственно это уголовное дело и даёт заключение о правомерности данного решения. Этот процесс занял немного времени, так как сроки рассмотрения таких дел регламентированы.

 

С полученными бумагами я вновь отправился в МРЭО ГИБДД, где через канцелярию отдал их на рассмотрение начальнику МРЭО, который официально на бумаге отказал в регистрации мотоцикла на основании экспертизы, показавшей вторичность номеров. Данная процедура тоже отняла небольшое количество времени. Хорошо, что ответы  на заявления регламентированы!

 

 

В принципе сбор вышеизложенных документов обычно занимает около 3-4 месяцев, но в моём случае это всё растянулось на 1,5 года !!!

Настал момент, когда я , собрав данные бумаги и написав исковое заявление ( не стоит париться самим - проще обратиться к опытному адвокату, что я и сделал) обратился в районный суд, где в установленные законом сроки было рассмотрено моё дело и принято решение: признать действие ГИБДД о не постановке  на учёт мотоцикла неправомерным и обязать данный орган поставить мотоцикл на учёт. Данное решение суда для ГИБДД является окончательным ( хотя они вправе обжаловать его в вышестоящем суде - но по общей практике там выносится также решение в пользу владельца транспортного средства)

Вот вроде бы и конец моей истории. Советую запастись недюжим терпением , всегда внимательно читать полученные от вышеизложенных органов документы ( часто  бывают ошибки и опечатки - в моём случае пришлось законно исправлять счёт-справку и решение суда ) так как это отнимает уйму времени и сил, но нет ничего неразрешимого и если есть желание, то и результат будет достигнут.

В начале 2008 года я получил на своего Харлика номер и теперь счастлив....


Со своим Харликом поучаствовал в тюменских "Днях байкерской культуры" 2006 и 2007 года:
ДБК 2006 

    


ДБК2007 
   

"Валуй" поучаствовал в выставке посвящённой мотоциклизму, прошедшей в Тюмени в 2007 году в музее Мошарова
  

и в выставке, посвящённой 20летию мотоклуба "Ночные волки", проходившей там же в музее Мошарова зимой 2009 года